Заметили ошибку?

Выделите мышью и нажмите Ctrl+Enter

Лесной кодекс РФ и предложения НПО о внесении поправок

Вступивший в силу с 1 января 2007 г. Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК) сразу же потребовал внесения в него поправок и изменений. Многие поправки вносились, в том числе НПО, на рассмотрение на этапе подготовки нового кодекса. К сожалению, большинство обоснованных замечаний авторами законопроекта были отклонены. В кодекс уже неоднократно вносились поправки, тем не менее, большинство из них до последнего времени носили скорее редакционный характер.

В 2009 г. Министерство сельского хозяйства по поручению Правительства РФ вело работу по внесению изменений в ЛКи смежные федеральные законы. Согласно поручению, эти изменения не должны были затрагивать концептуальную основу кодекса.

По инициативе природоохранных неправительственных организаций была создана рабочая группа (в ее состав вошли представители Гринпис России, WWF России, Центра охраны дикой природы, Союза охраны птиц России и др.), которая подготовила и представила на рассмотрение в федеральные органы власти свои предложения по внесению изменений. Эти предложения касаются определения сферы действия лесного законодательства, реализации принципа участия граждан и общественных объединений в управлении лесами, ограничений возможности строительства в защитных лесах, охраны редких видов, возможности создания ОЗУ, в том числе с целями сохранения ЛВПЦ, и др. На сегодняшний момент эти предложения по поправкам являются наиболее полным видением НПО по необходимым изменениям в лесное и смежное законодательство.

После катастрофических пожаров лета 2010 г. WWF России снова обратился в Государственную Думу Российской Федерации, Администрацию Президента РФ и Рослесхоз с пакетом предложений по первоочередному совершенствованию лесного и смежного законодательства. Эти поправки были частично учтены в новой версии ЛК, принятой в конце декабря 2010 г. Тем не менее, принятый ЛК еще весьма далек от совершенства. В частности, основной «лесной закон» страны так и не определяет понятия «лес», т.е. объект приложения закона так и остается не ясным. В ЛК по-прежнему отсутствует понятие «незаконная рубка»; не прояснен статус бывших «колхозных лесов» и лесополос, что сохраняет предпосылки к ведомственной неразберихе в тушении пожаров, не урегулирован и ряд других проблем, обуславливающих возможность повреждения лесов сельскохозяйственными палами. Кроме того, в новой версии ЛК открывается больше возможностей для рубок в защитных лесах, прежде всего, для строительства ЛЭП и дорог, разработки карьеров, по-прежнему отсутствуют механизмы обеспечения эффективного участия общественности в управлении лесами, не восстановлена государственная лесная охрана.

Дальнейшее совершенствование лесного законодательства необходимо, чтобы обеспечить устойчивое и эффективное лесопользование в интересах населения России. WWF России готов к диалогу в целях дальнейшего совершенствования лесного и смежного законодательства России.

 

Координатор направления в WWF России - Николай Шматков (nshmatkov@wwf.ru).